Ведущий левый глаз

Ведущий левый глаз

Существует множество способов проверить себя на ведущий глаз.
Например:

  1. Свернуть бумагу в трубочку и посмотреть в нее. Каким глазом смотрите?
  2. Прицелиться в тире. Какой глаз открыт?
  3. Согнуть лист пополам, в центре сгиба сделать дырку. Посмотреть в нее.
  4. Побыть пиратом и «надеть» повязку (просто приложить руку к глазу). Какой будет открыт?
  5. Взять лупу для рассмотрения мелких деталей
  6. Посмотреть в щель у двери.
  7. Заглянуть в узкий стакан.
  8. Закрыть глаза. А теперь открыть только один. Какой первый открыли?
  9. Калейдоскоп. Рассмотрели?)
  10. Более точный, но трудный в понимании:
    – выставляете вперед на вытянутой руке поднятый указательный палец (или ручку)
    – фиксируем его так, чтобы на расстоянии за ним был какой-то предмет. Например, ручка двери.
    – смотрим на палец двумя глазами и располагаем его перед ручкой на расстоянии, ровно по середине.
    – закрываем 1 глаз (палец как будто смещается)
    – открываем, смотрим двумя (палец снова по середине)
    – закрываем другой глаз (палец снова может смещаться)
    – тестируем так несколько раз
    – сравниваем, при какой Закрытом глазе изображение сильнее сдвигается от середины.

Например: у меня ведущий глаз Правый. Когда я смотрю левым, а правый закрыт, мой палец сдвигается вправо гораздо сильнее от центра, чем когда я закрываю левый (там почти не сдвигается).
Попробуйте!

Если у вас или ваших детей ведущий Левый глаз, что нужно знать.

Существуют 2 группы детей, которые имеют ведущий Левый глаз это:

1. Левши
2. Дети, имеющие смешанную латерализацию и асимметрию (Левый глаз и любые Рука/Ухо)

С чем это будет связано и на что влиять?

Особенности.
1. Моторно-координационная деятельность.

В нейропсихологии есть четкое понимание, что наши сенсорные системы более устойчивы, чем моторные системы.

При односторонних опорах (Левши с Левым ведущим глазом), пространство и схема тела выстраиваются от одной стороны.
На основе общей чувствительности, сигналы от одной стороны тела формируют «рисунок», и от него симметрично выстраивается общая четкая схема тела ребенка.

Несмотря на то, что Левши чаще бывают неуклюжими или моторно неловкими, они выстраивают свою схему лучше, хоть и гораздо позже, чем вторая группа детей.

2. Ощущение себя.

Дети с асимметричной организацией (например, когда ведущий глаз Левый, а рука Правая) получают сигналы с разных сторон от разных систем. Их карта (схема) тела формируется не так симметрично: Моторная опора – Правая, Сенсорная – Левая.

Именно такие дети чаще имеют трудности в сложной координационной деятельности.

Чаще всего, конечно, при этих условиях бросаться в глаза могут нарушения Письма.
Но, при такой латерализации именно рука, то есть моторный компонент, будет подстраиваться под глаз, что более экологично.

Когда вижу на диагностиках тенденцию к подобным трудностям, всегда рекомендую игры с мячом, на баланс, дартс, упражнения на скорость реакции и прочие.
Таким детям нужно много двигаться, осваивать разное пространство и все новые паттерны движений.

Но есть еще тезис. Моторно-координационные трудности появляются по закону Иерархии: чем сложнее движение или выше необходимость координировать тело, тем больше будет проблем в исполнении. То есть учиться они будут всю жизнь)

Хорошая новость в том, что обучение происходит автоматически. Иногда взрослые люди не знают сами о себе, что имели такие трудности, поскольку их адаптивная программа сработала быстро.

3. Трудности при компенсации.

У левшей, имеющих Левый ведущий глаз, можно наблюдать следующие элементы компенсации:

  • Компенсаторное положения руки. Рука закрывает часть текста на письме, глаз не видит и рука вытягивается.
  • Вслед за рукой Голова начинает подстраиваться, наклоняться, высматривать.
  • Очень часто ребенок-левша выбирает статическое положение головы в виде наклона к одноименному плечу.
  • При таком положении, ухудшается Гемодинамика (кровотоки).
  • Ребенок недополучает кислород, становится более рассеянным, чаще допускает ошибки.

В такой ситуации, когда ЛГ и ЛР, глаз находится в ситуации соподчинения.
Что это значит?

1) Это значит, что глаз двигается вместе с головой и сокращается дистанция между ним и текстом, что не очень хорошо.

Между глазом и рукой (тетрадкой) должно быть определенное расстояние, запас времени для анализа и обработки сигнала. Когда ребенок сильно наклонен вперед к столу, его почерк меняется, становится неразборчивым.

2) Левый ведущий глаз (и голова) у Левшей находится в постоянной подстройке.

С одной стороны, это бонус. Так как смена положения снижает статичную нагрузку и восстанавливается гемодинамика.
С другой стороны, это минус. Поскольку глаз находится в дополнительной нагрузке.

4. Проблемы тонуса, осанки и позы.

Вследствие нарушения расстояния между глазом и тетрадкой, а также вытягивании руки вперед, организм вынужден перестроить позу. И что характерно для левшей – склоненная в одноименную сторону голова при письме.

Весь тонус распределяется активно на малую/большую грудную мышцу и мышцы шеи одной стороны тела. За головой тянется шея и спина, ухудшается осанка и уже к 3-му классу мы будем иметь сколиоз.

Это ведет к изменению схемы тела, вестибулярным трудностям, и смещением роли горизонта для зрительной опоры.

Не имея проблем с произвольным контролем моторики руки, ребенок все равно может иметь динамические нарушения письма и каллиграфические трудности.

5. Сниженное зрение.

При постоянных сверхнагрузках, плохом освещении, отсутствии глазодвигательных перерывов, Левый ведущий глаз очень быстро дает снижение зрения.
По статистике, к студенческому возрасту дети ЛГ будет иметь показатели по зрению хуже своих сверстников.

Ну а если учесть, что в современных школах за положением спины и головы никто вовсе не следит, это абсолютно точно станет проблемой.

Когда мы берем положение при письме правым глазом, он имеет широкое поле восприятия и правый глаз работает экологично, четко выделяя фигуру из фона.

Левый глаз (при компенсаторном наклоне головы к одноименному плечу) может находится в условиях ограничения темпоральных полей восприятия, так как свободного движения глаз в сторону не осуществляется. То есть, ребенок медленнее будет анализировать детали и символы.

Общие моменты:

Нарушение в работе моторной системы (например, травма руки, кисти) влечет за собой быстрое подключение другой. Вторая рука берет функциональное управление на себя и может полностью заменить первую.

Применительно к сенсорной системе, в частности, к ведущему глазу, такая компенсация не работает. Даже если глаз теряет свою функцию, его положение и полномочия «ведущего» не передаются на второй глаз.

Развивайте своих детей с учетом их особенностей.
И пусть ваши Дети будут готовы к будущему!

Анна Полищук.