ТОП – 10 мифов о скорочтении

ТОП – 10 мифов о скорочтении

Мы живем в эпоху потребления, когда на многие товары и услуги наблюдается сверхспрос. То же самое касается и сферы детского развития. В настоящий момент, обучение скорочтению в категории «модно». Давайте разбираться…

  1. «Скорочтение – это умение быстро читать»

И да, и нет. Умение – однозначно. Но скорочтение, это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок/взрослый не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.

Вывод: сначала осваиваем технику чтения вслух! Затем думаем готовы ли вы к скорочтению…

  1. «Обучим вас скорочтению за 72 часа!»

Главный миф. Структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения так быстро не формируются. Новые сложные нейронные связи, если они получены, но не закреплены, очень быстро нивелируются.

 Минимум 3 месяца регулярных занятий.

  1. «Скорочтением можно овладеть 1 раз и на всю жизнь!»

К сожалению, нет. Об этом многие не знают, но непременно сталкиваются в виде последствий. Скоростное чтение – навык, но не как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».

  1. «Можно отдать ребенка на скорочтение, там его научат читать!»

Есть нюансы. Если программа индивидуальная, то да. Если это работа в группе, то есть риск пропустить важные параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда. 

Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему.  Рабочий вариант: мини-группы до 3 человек. 

  1. «За скорочтением будущее. Всем скорочитать!»

Многим детям противопоказано учиться скорочтению. Педагог по скорочтению не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют  освоению навыка. Увеличение и разгон скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.

  1. «Вот выучусь, тогда и буду читать Толстого, а пока…»

Еще один миф. Или скорее, недопонимание. При высокой скорости чтение становится четким, акцентированным, глаза учатся «хватать информацию», но увы, вся прелесть художественной литературы остается недоступной. Все тонкости описаний, красота природы, деталеи костюма, переливы света – мозг, вероятнее всего, удерживать не станет. Получится сухой остаток. Логика без прикрас. Именно поэтому нужно точно знать какой литературный жанр вы планируете читать и нужно ли вам там скорочтение.

  1.  «Ребенок плохо читает. Регулярные тренировки по скорочтению помогут ему решить проблему.»

Ошибочно. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. У ребенка может быть диагноз, и если это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения. И самого чтения будет не так много – сперва будем работать с образом буквы по всем модальностям и возвращаться к азам.

  1. «Ребенок читает хорошо, но не может ускориться. Скорочтение его ускорит».

Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускоряться не получается, на это есть причина. От плохого зрения (неустановленный диагноз), до трудностей с артикуляционным аппаратом и дыханием. В этой точке надо разбираться: 

  • на консультации с логопедом
  • на диагностике нейропсихолога
  • на осмотре у невролога

А дальше действуем исходя из рекомендаций специалистов. 

Скорочтение не решает всех проблем! 

  1. «На занятия пойду, пусть меня научат!»

Ребенок научится только на уроках – Миф. Без регулярных, ежедневных тренировок дома, навык будет формироваться бесконечно долго или вовсе не будет освоен. Если ребенок идет учиться, то будьте готовы находить время на домашнее чтение. И выполнение упражнений. Иначе деньги уйдут в никуда. 

  1. «Научусь читать по диагонали.»

  Диагональное чтение – всего лишь один из многочисленных способов ускоренной работы с текстом, причем довольно сложный. Чтобы к нему подойти, сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, уметь обрабатывать разные стили и потоки информации, а уже потом «взяться за диагональ». 

Путь долгий!
Не ищите только легких путей, они часто ни к чему не приводят.
Желаю Вам успехов!?

Анна Полищук.