Тема развода и переживаний родителей по поводу того, как он повлияет на психику ребенка, его развитие, не перестает быть актуальной.
Родители часто задаются вопросом – как помочь ребенку пережить развод.
На эту тему написано много статей, вебинаров, книг.
Есть статьи о том, как в том или ином возрасте развод влияет на психику ребенка. Например, в некоторых пишут, что, если развод произошел в первый год жизни ребенка, то на него это никак не влияет, потому что самый главный человек в его жизни – это мама.
При этом отмечается, что развод в дошкольном и раннем школьном возрасте переживается детьми сложнее всего, так как сопровождается чувством вины, сочувствием к одному из или обоим родителям, безуспешными попытками повлиять на ситуацию, то есть ощущением своей тотальной плохости и беспомощности.
Есть мнение, что подростки и более взрослые дети переносят развод легче, чем те же дошкольники и младшие школьники.
Я бы рассмотрение данной темы начала с того, что несмотря на физическую отдельность от родителя, психика ребенка, особенного раннего возраста (0-4), находится в некотором слиянии с материнской.
Мама удоволетворяет потребности, помогает их распознавать, регулирует эмоции. Бессознательное матери, ее мир чувств – первая реальность ребенка.
Что происходит, если случается развод в первый- начале второго года жизни ребенка?
Ребёнок сталкивается с горюющей матерью, поглощенной своими переживаниями и разочарованиями. Либо мать отрицает горевание, что также вносит искажения в отношения мать-ребёнок. Такие дети часто вынуждены в плане регуляции своих эмоций слишком рано начать опираться на себя и свои способности себя занимать, справляться со своими тяжелыми чувствами. Такие дети часто выглядят умными, сообразительными, самостоятельными, рано повзрослевшими. Но эта взрослость и зрелость ложные, так как ними кроется отсутствие надежды на то, что ему помогут справляться со своими негативными эмоциями. Поэтому их лучше «заморозить», «подавить».
В данном случае, мать теряет мужа, испытывает разочарование в отношениях, страх будущего. А ребёнок теряет маму, которая должна быть открыта, чувствительна к нему, а это требует большого психического ресурса.
В этом контексте можно вспомнить миф о Медее, ее муже Персее и их детях. Медея, не пережив измены мужа, убивает своих детей из мести мужу. Но на символическом уровне, женщина, поглощенная горем и разочарованием, теряет возможность быть отзывчивой по отношению к своим детям, психически «омертвляя» их.
То есть психический ущерб для ребенка в данном случае зависит от способности мамы проделать эту сложную и болезненную работу горевания, при этом оставаясь эмоционально доступной и живой для ребенка. Впрочем, я бы сказала, что данная способность родителя во многом определяет и психическую устойчивость ребенка на любом этапе развития, когда он еще является зависимым. И использует психику мамы для структурирования своей , то есть для способности выдерживать неудовольствие, регулировать свои импульсы и так далее.
Что происходит с ребенком, родители которого разводятся в период его дошкольного и раннего школьного детства?
Во-первых, опять же, важен контекст и атмосфера, в которой это происходит.
Ни для кого не секрет, что есть такие разводы, которые воспринимаются ребенком как облегчение. Это в том случае, если конфликтные отношения родителей или один из них представляет собой источник физической или психологической опасности для ребенка. Тогда для ребенка развод – это устранение хронического источника эмоционального отравления.
При этом проблематика его развития – усвоение разницы полов (есть мама и папа, мужчина и женщина) и разницы поколений (есть дети, а есть взрослые, и взрослый мир недоступен для маленького ребенка) никуда не девается! Для решения этой задачи необходим третий, именно в отношениях треугольника ребёнок выходит из слияния с мамой, вытесняет свои влечения к родителям и обращает свой взор на мир других людей и ровесников.
В этом возрасте ребёнок еще эгоцентричен, воспринимает все события, как результат своего существования, существования своих мыслей, желаний и фантазий. Например, развод родителей в это время может восприниматься ребенком даже как триумф и победа над соперником (теперь мама только его/ее). Но результатом может быть тяжелое бессознательное чувство вины и как симптом – невротические реакции, ухудшение в поведении, трудности в учебе.
И опять же, мы приходим к тому, что на переживания ребенка большое влияние оказывает психическое его родителей.
Могут ли они сохранить цивилизованные отношения?
Могут ли они оба сохранять контакт с ребенком?
Не уходит ли мать/отец ребенка в регресс и не направляет ли всю свою взрослую любовь на маленького ребенка, нагружая его психику необходимостью быть партнером родителя?
Сохраняют ли родители связь ребенка с родственниками с обеих сторон?
И так далее.
Что же касается подростков и их реакции на развод, то тут многое зависит и от контекста разрыва отношений родителей (измена, постепенное отдаление, неожиданный конфликт, стремительно разрушивший отношения и т.п.).
А так же от того, как складывались отношения ребенка с родителями как с парой до развода и историей развития самого ребенка.
Подростковый возраст – период сложного кризиса, перестройки и актуализации всех предыдущих конфликтов развития, связанных с отделением от родителей, борьбой за независимость, способность быть самостоятельным, выдерживать психическую боль из-за разочарования, неудовольствия.
Поэтому то, как переживает это событие подросток – окрашено более индивидуально и сложно.
В любом случае, развод, как распад семьи, поднимает, хотим мы или нет, и у родителей и у детей глубокие вопросы:
✅Способен ли я любить?
✅Способны ли любить меня?
✅Возможны ли для меня прочные, эмоционально безопасные отношения или лучше быть одному?
✅Любовь – это случайность, лотерея или то, что можно созидать?
✅Кто кого должен любить больше? Я или меня?
✅Что в этом мире вообще может быть понятным и стабильным, если непонятны и нестабильны мои отношения и жизнь?
✅Зачем нужны отношения, если в них столько разочарования и боли?
✅Как я хочу строить свою жизнь дальше? Что я выбираю?
……………………………………………………….
Но самое потрясающее и ужасающее, чего, как правило, мы не осознаем и не чувствуем, а если сталкиваемся с этим в глубине души, так это то, что часто развод – это упущенный шанс, потеря своей собственной возможности любить и прощать в то время, когда это было бы так возможно…