Сегодня поговорим о трудностях письменной речи.
Пропуск букв на письме — проблема младших школьников, встречающаяся у каждого пятого ученика.
Причин такой трудности может быть множество, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Это могут быть индивидуальные особенности ребенка или проблемы развития речи.
Частые причины пропуска букв на письме:
🔹недостаток самоконтроля
🔹 несформированность образа букв
🔹недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи
🔹недоразвитие лексико-грамматической стороны речи
Как же мы можем помочь ребёнку?
Если вы заметили у своего ребёнка в тетради такое написание слов: «вкруг» вместо слова «вокруг», «девчка» вместо «девочка» – это повод обратиться за помощью к специалисту.
Чаще всего школьники допускают такие ошибки, как пропуск гласных и согласных букв, пропуск сочетаний букв и слогов. Эти ошибки устойчивы и широко распространены.
Пропуски гласных и согласных букв при списывании и в диктантах довольно разнообразны.
1️⃣Пропуски гласных букв «о, а, у, ы», находящихся в сильной позиции (под ударением) например: «трвка – травка», «тетради – тетради», «крша – крыша».
2️⃣Пропуски гласных букв «о, а», находящихся в слабой позиции (в безударном положении): «декбря – декабря», «кньки – коньки».
3️⃣Пропуски гласных «и, е, ё, ю, я», обозначающих мягкость предшествующей согласной как в безударном положении, так и в положении под ударением, например: «дти – дети», «оджда -одежда», «на снгу – на снегу».
Указанные ошибки возникают потому, что у учеников не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласными («и, е, ё,ю, я»). При записи слов изолированно произносимые мягкие звуки представляются не нуждающимися в обозначении мягкости специальными буквами.
4️⃣Пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв («бэ, вэ, гэ, дэ» и т. п.) ассоциируются у ученика с отдельным слогом данного слова: ученик воспринимает слог как одну букву и переносит это своё восприятие на обозначение, на письмо. Например: «блка – белка», «дти – дети», «лс – лес».
5️⃣Пропуск одной из согласных при их стечении: «мата – марта», «мого – много», «сётры – сёстры».
Иногда ученик пропускает не одну букву, а несколько или целый слог:
«кардаш – карандаш», «козлёк – козлёнок», «пцы – птицы».
Такие ошибки встречаются у детей с недостатками речи и речевого слуха.
6️⃣Пропуск “ь” после мягких согласных в конце слов и в середине слов перед твёрдыми согласными, например: «сол – соль», «палто – пальто».
Ошибки в пропуске “ь” как знака мягкости согласных объясняются тем, что учащиеся нечётко различают согласные по твёрдости и мягкости.
Пропуск разделительного “ь” (как и ъ) в случаях : «бёт – бьёт», «бют – бьют»,«сест – съест». Ученик, пишущий слова “бьёт, бьют “ без “ь”, не ощущает ни на слух, ни в своём произношении раздельности между согласным и гласным.
❗️Безусловно, я рекомендую обратиться к специалистам на диагностику. Вам поможет логопед, нейропсихолог.
Для устранения указанных ошибок необходимо обратить внимание на навык чтения . Уровень навыков чтения влияет на состояние письма и правописания. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности, что и звуки в устной речи. В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения является сформированность фонематического анализа структуры слова.
Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова.
Предлагаю вам несколько упражнений, которые могут быть полезны в коррекции:
Для развития фонематического слуха с детьми проводят анализ звуков, затем слогов, потом слов и предложений. Важно выполнять занятия в игровой форме.
1️⃣Сосчитать звуки и слоги в слове. Даем слово и просим ребенка посчитать количество звуков.
Начинаем со слов, состоящих из 3-4 букв, потом 4-5-6, потом 6-7-8.
2️⃣Назвать номер звука. В предложенном слове просим назвать первый, третий, последний звук, или проговариваем звук и просим сказать, какой он по счету. Такое упражнение помогает ребенку фиксировать порядок звуков.
3️⃣Придумать и назвать слоги, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х звуков.
Ребенок не ошибается в количестве и последовательности звуков, но на письме пропускает буквы из-за невнимательности. Нужно тренироваться видеть ошибки:
Сравнить между собой по-разному написанное слово: первый вариант с пропущенными буквами, второй — без, например, млоко — молоко.
Найти ошибку. Предложить ребенку слова, предварительно пропустив в них буквы, чтобы он нашел и вписал пропущенные.
Играть в перевертыши. Пишем слово, ребенок должен повторить его в обратной последовательности: слон — нолс.
Для развития навыка ребенок каждый раз должен тщательно проверять свою работу. При беглой проверке дети не замечают пропущенных букв, поэтому следует воспользоваться «помощником»,например, линейкой.
Закрывать слово полностью и постепенно его открывать. Или отмечать карандашом проверенные буквы, например, только гласные.
Рекомендую мои самые любимые упражнения. Дают очень хороший результат коррекции.
1️⃣«Волшебный диктант». Записать в предложенном слове только согласные, а гласные — черточкой: коса — к_с_. Или наоборот, только гласные: коса — _о_а.
Далее переходить от слов к предложениям. В зависимости от того, какие буквы чаще пропускает ребенок – согласные или гласные, такие и записывает.
2️⃣ «Сломанный робот». Писать ту часть слова, в которой ребенок пропускает буквы: например, две буквы в конце, если не дописывает окончания.
Слово «сапоги» записывается так: са_ _ _ _, или _ _по _ _, или _ _ _ _ги.
Напоминаю, что я всегда рада помочь вашим детям решить трудности с нарушением письменной или устной речи.