Ребенок и правила

Ребенок и правила

Что такое правило?

Правило – это некоторое требование, которое нужно соблюдать ВСЕМИ участниками какой-то деятельности.

  • Моем руки перед едой.
  • Чистим зубы утром и вечером.
  • Причесываем волосы после сна.

Это были примеры простейших гигиенических правил, которые мы начинаем прививать ребенку чуть ли не с рождения.

Что значит «прививать»? Это означает, что никто из людей не рождается со знанием и выполнением этих правил «в базе». Все они выработаны человечеством в процессе социальной эволюции. И им нужно обучаться.

Есть более сложные, связанные с социальным взаимодействием правила. От поведения элементарной вежливости – здороваться, прощаться, не перебивать взрослых. До правил этикета на приеме у английской королевы.

Правило это то, чему долго и терпеливо обучают. В какой-то момент некоторые из них даже автоматизируются. Мы почти не замечаем, как утром по умолчанию чистим зубы и причесываемся.

Как происходит усвоение детьми норм и правил от самых простых до сложных?

Усвоение правил происходит при наличии у взрослого хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением.

В каждом возрасте усвоение правил происходит в рамках той ведущей деятельности, которая соответствует возрасту или развитию ребенка. Например, в 2-3 года выполнение каких-либо действий в рамках простых правил возможно только после наглядно-действенной тренировки совместно со взрослым. После трех лет – правила лучше усваиваются в рамках игровой деятельности.

Средства контроля за выполнением правил также должны соответствовать возрасту ребенка. Например, спрашивать ребенка 2-х лет, помыл ли он руки перед едой – не очень соответствующее его возрасту средство контроля.

Правила и нормы должны быть четко сформулированы. «Перед едой мы моем руки всегда». Не только, если пришли с улицы.

Пример взрослых. Дети склонны к подражанию и идентификации со взрослыми. Если взрослый ведет себя непоследовательно, неудивительно ожидать и от ребенка трудности усвоения правил.

Исполнение правила должно поощряться. Не в том смысле, что каждый раз за мытье рук новая игрушка. А в том, что закрепляется то, что имеет эмоциональное и коммуникативное

подкрепление. «Как здорово у тебя получается, «Как быстро и аккуратно ты это сделал! – это тоже подкрепление от значимого взрослого.

От чего зависит скорость и качество усвоения правил?

От возраста ребенка, его темперамента, обучаемости, качества детско-родительских отношений.

Как мы можем понять, что правило усвоено?

Нужно иметь в виду, что об усвоении системы самых несложных правил мы можем говорить у детей ближе к школьному возрасту. То есть к 6-7 годам.

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Ребенок без напоминания выполняет правила.

Выполнение правил независимо от того, выполняются ли они в окружении ребенка, и как другие относятся к этим правилам.

Ребенок отстаивает усвоенные правила перед другими ровесниками и взрослыми.

Ирина Матанова