Развитие речи в раннем возрасте

Развитие речи в раннем возрасте

Речь – сложная интегративная (то есть в нее входит очень много функций) высшая психическая функция.

Речь имеет много этапов в своем становлении. От рождения до 7 лет происходит активное формирование многих компонентов речевой системы.

❕Вы не поверите, но она начинает развиваться еще с момента, когда малыш находится в животе у мамы. Когда он начинает воспринимать сначала всем телом вибрации и ритмы материнского тела в 15-16 недель, а затем, к 26-27 неделе, звук голоса. 

В третьем триместре беременности слух уже является способом познания мира для малыша и ориентировки в ситуации. Например, тон маминого голоса может регулировать эмоциональное состояние малыша внутриутробно.

Значимыми этапами формирования речи в младенческом и раннем возрасте являются:

🟣ориентировка малыша на неречевые звуки и голос на первом и втором месяце жизни

🟣появление на третьем месяце жизни адресованной другому улыбки и гуления

🟣формирование коммуникативной компетентности, внимания и сосредоточения на лице другого человека с 3-го по 6-й месяц жизни. Ребёнок сосредоточенно смотрит на лицо взрослого и воспринимает тон его голоса. Если взрослый отворачивается от малыша в момент общения – может расплакаться, обидеться.

🟣появление лепета в начале второго полугодия жизни

🟣первые односложные слова (мама, баба, папа, дай, ки) в конце первого года жизни

🟣появление собственного указательного жеста как знака разделенного внимания («Мама, смотри!») со взрослым и интонации просьбы к концу первого года жизни

🟣к полутора годам появление повторений слов

🟣к двум годам – период двухсложных предложений и глаголов (например, «Мама, ди» –  означает «Мама, пойдем гулять»)

🟣между 2-3 годами появляются союзы, личные местоимения, множественное число существительных и глаголов, прошедшее время глаголов

🟣на четвертом году жизни лексический строй насчитывает словарь из 800-1000 слов, почти сформирован грамматический строй речи. Появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может рассказать небольшую сказку с опорой на картинки

Помните, что основная функция речи – коммуникативная. С помощью речи мы передаем сигналы друг другу о том, что происходит с нами и в окружающей

среде.

Читайте и сохраняйте рекомендации по построению коммуникации с ребенком, пока он не говорит. 

1. Развивайте совместное внимание.

Привлекайте внимание ребенка и обращайте внимание, на что он обращает свое и Ваше внимание. Будьте чувствительны.

2. Соблюдайте тишину (фоновых шумов, особенно речи как фона не должно быть)

3. Избегайте чрезмерной стимуляции ребенка, соблюдайте диалоговую паузу. Будьте несколько замедленны.

4. Речь взрослого должна соответствовать восприятию и развитию ребенка. У взрослого – на одно слово больше.

5. Обращайтесь и говорите с ребенком лицом к лицу.

6. Речь должна быть направлена на то, на что обращается внимание.

7. Привлекайте внимание ребенка и давайте паузу на обработку информации.

8. Создавайте ситуации для разговора.

9. Положительно подкрепляйте коммуникативные и речевые реакции ребенка. Отражайте их.

10. Стимулируйте попытки ребенка усложнять коммуникацию и речь.