Психолог для ребенка

Психолог для ребенка

Как психолог я работаю не только с детьми. Половина моих клиентов – взрослые люди. Женщины и мужчины, которые пришли ко мне с желанием лучше понять себя, исследовать свою жизненную историю, найти связи между тем, как было тогда и тем – как сейчас. И удивительно, как часто я стала слышать такие слова: «Если бы мои родители отвели меня к психологу в детстве!» Некоторые даже обижаются на родителей за то, что когда такая возможность была, те отказались, из своих опасений и своего личного понимания того, как работает психолог.

Сегодня отношение к психологам изменилось по сравнению с тем, как это было 20 лет назад. Профессия стала популярна и востребована. И многие подростки, проживая свой непростой период трансформации из ребенка во взрослого, просят родителей, чтобы те дали им возможность поговорить с психологом.

Недавно у меня случился очень трогательный момент.

Когда-то я работала в детской поликлинике. Вела прием. Я давно оттуда уволилась и работала уже в другом месте. Спустя 7 лет меня нашла девочка, которой на момент нашей работы с ней было 9 лет. У нас было несколько встреч и, честно сказать, я не очень помню сейчас, что там происходило. Девочка вошла в юношеский возраст, ей исполнилось 16 лет. Она захотела встретиться и поговорить снова, предприняла усилия, чтобы найти меня. И сказала, что то, что она смогла взять в результате нашей работы, помогало ей все это время. В отношениях с родителями, с сестрой, с подругами.

Хочу заметить, что дети, которые какое-то время работали с психологом, действительно, прекрасно запоминают специалиста, очень быстро берут то хорошее, что могут взять и перестраивают свой взгляд на взаимодействие с родителями и сверстниками таким образом, чтобы лучше адаптироваться к реальности. Дети более открыты, пластичны и динамичны в возможности меняться и адаптироваться.

Итак, о чем я хотела сказать?

Я хотела рассмотреть ситуации, когда ребенку будет полезна работа с психологом.

  1. Любому ребенку с нарушениями развития, задержкой развития, соматически ослабленному и часто болеющему ребенку. Почему? Потому что болезнь является способом адаптации к существующей реальности и приходит тогда, когда возможности психической переработки переживаний по какой-то причине ограничены и ребенок сигнализирует о своем неблагополучии с помощью болезни. Что не исключает, конечно же, и обращения за лечением к врачу. Есть исследования, которые говорят о том, что люди, прошедшие психотерапию болеют реже именно по той причине, что телесное выражение психической боли им не требуется. Их психический аппарат становится достаточно развитым, чтобы чувствовать и выносить разные сложные чувства на уровне психики.
  2. Ребенку, переживающему кризисные моменты. Ситуация развода родителей, переезда, потери близких, после физических и психических травм. Все эти ситуации создают сильную нагрузку на семейную систему и возможности родителей помогать ребенку. Часто у родителей не хватает на это своего душевного ресурса. Работа психолога может стать «дополнительным контейнером» для переработки тяжелых переживаний ребенка и адаптации к новой реальности.
  3. Ребенку, находящемуся в кризисных точках своего развития. Например, подростку, которому кажется, что его никто не понимает. «Никто не понимает» – это проекция своего собственного непонимания себя на других близких. Понять и принять себя в период перемен – задача, которую можно решать в работе с психологом.
  4. Ребенку с поведенческими и эмоциональными проблемами, которые создают трудности в обучении, дружбе, общении с другими взрослыми – учителями, воспитателями, тренерами.

Еще один момент, который я хотела бы отметить. Для того, чтобы отношения менялись – необходим вклад всех участников отношений. Это означает, что психолог не «чинит» ребенка, чтобы он стал добрым, покладистым и удобным для родителей, в отношениях с которыми у ребенка появился симптом того или иного неблагополучия. Работать необходимо всей семье. И часто для улучшения отношений родителям самим необходима работа с семейным терапевтом, либо индивидуальная работа.

Что получает ребенок в результате такой работы?

  • Новый опыт взаимодействия с другим взрослым. Этот опыт он может перенести в дальнейшие отношения.
  • Возможность проживания и переработки своих переживаний. Улучшение эмоционально-волевой регуляции.
  • Укрепление своего Я, своих границ и возможность становится отдельным и независимым (что не всегда отвечает бессознательным интересам родителей).

Что получают родители?

  • Новые знания и новую точку зрения о своем ребенке.
  • Психологическую разгрузку от осознания того, что их трудности кто-то может разделить.
  • Опыт принятия своего ребенка таким, какой он есть.

Берегите себя и Ваших детей. И пусть Ваши дети будут готовы к будущему!

Ирина Матанова.