Природа или воспитание?

Природа или воспитание?

Вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие ребенка, наследственность или воспитание, является фундаментальным.

Можно много спорить на этот счет, но предлагаю рассмотреть, что нам известно по этим вопросам на сегодняшний день.

Сегодня считается, что детское развитие зависит и от наследственных факторов, и от их индивидуального преломления в личности ребенка, и от влияния условий окружающей среды. В какой степени?

Несмотря на существующее мнение о том, что интеллект зависит от генетики, существуют исследования, говорящие в пользу важности фактора эмоциональных отношений и привязанности в развитии интеллекта детей.
Для детей младенческого и раннего возраста этот фактор может быть решающим. В отсутствии нормальных детско-родительских отношений, при эмоциональном пренебрежении, с которым сталкиваются некоторые дети даже при нормальном уходе, у них может происходить серьезное интеллектуальное снижение.

Естественные процессы созревания нервной системы должны «накладываться» на получение ребенком удовлетворительного индивидуального опыта эмоциональных отношений и стимуляции со стороны взрослого.

Личность ребенка, его темперамент, врожденные особенности терпения, выносливости, чувствительности, умения выдерживать неприятные переживания – все это влияет на то, как будет происходить развитие ребенка. И столь же важен контекст семейных отношений, в котором растет ребенок, опыт травм и лишений.

На поведение и развитие ребенка оказывают влияние внутренние конфликты, страхи, агрессия. Часто из-за них развитие ребенка затормаживается, и ребенок диагностируется как задержанный в своем развитии.
Например, переживания о конфликтах в семье, разводе родителей, болезни близких могут настолько изматывать ребенка, что на познавательную активность просто не будет сил.

Что касается непосредственно генетических факторов, то на сегодняшний день известно о том, что на генетическую информацию внутри клетки и ее реализацию влияют негенетические факторы. Например, факторы окружающей среды.
Эмоциональное состояние матери во время беременности тоже может влиять на генетическую информацию ребенка через гормоны и связь с ним.

Когда окружение гибко и принимающе реагирует на те или иные, в том числе, генетические особенности ребенка, у него появляется возможность существенно развить свои способности.

На развитие ребенка оказывают влияние множество факторов: и личностная зрелость родителей, и социально-экономический фактор, и принятые в семье стратегии воспитания, и даже успешность его родителей в профессии.

Вопрос о влиянии наследственности и окружения на способности или проблемы в области психического здоровья ребенка является открытым. Ясно, что оба фактора являются важными. Но простого ответа и не может быть, ведь у воспитания ребенка очень сложносоставная цель – помочь человеку стать счастливым, найти свое место и гармонию в семье и обществе, любви и работе.

Все факторы важны. Прорабатывайте те, что зависят от вас, чтобы ваши Дети были готовы к будущему!

Ирина Матанова.