Очень часто родители задают вопрос о наказаниях. Стоит ли наказывать ребенка вообще? Если стоит, то за что? Как наказывать можно, а как нельзя?
Позиция разных родителей – разная. И во многом исходит из личного детского опыта. Например, родитель, который в своем детстве столкнулся с жестокостью под видом наказания, очень часто всеми силами стремится, чтобы его ребенка не постигла та же участь.
Для такого родителя наказание – это всегда про унижение, боль и страх. И для того, чтобы его ребенок не переживал того же – родитель выстраивает в своей голове модель «Родитель и ребенок – равные партнеры по общению», «Взрослый и ребенок равны друг другу как личности» и т.п.
И там, где нужно проявить твердость, последовательность и поставить границы допустимого – такой родитель под наплывом детских аффектов сдается, проявляет мягкость и лояльность. А потом сам же страдает от своего подхода к воспитанию и страдает, как и в детстве, от тирании. Только на этот раз не тирании своего родителя. А тирании своего ребенка, не терпящего никаких ограничений.
Что же такое наказание?
Во-первых, слово «наказание» происходит от слова «наказ», которое означает «строгое наставление, повеление, поучение, алгоритм действий, который приводит к выполнению поставленной задачи. Если выполнить наказ – достигнешь успеха. Кто может давать наказ? Только старший, мудрый и опытный член семьи или общины – родитель, руководитель, старейшина общины. То есть тот, на ком лежит ответственность за обеспечение жизни и безопасности других людей.
То есть наказывать – означает воспитывать, поучать.
А в каком же контексте чаще всего спрашивают о наказаниях родители? Будем честны – под наказанием, как правило, имеется в виду «бить ребенка, кричать на него или, в лучшем случае, чего-то лишать». То есть основной смысл слова «наказывать» утерян и выброшен и заменен на «применять насилие и манипулировать».
Итак, можно ли применять к ребенку насилие и манипулировать им?
Смотря что считать насилием. Если речь идет о неудовлетворении базовых потребностей ребенка, как физических, так и психологических, унижении его человеческого достоинства – лишении безопасности, еды, возможности получать медицинскую помощь и образование, избиение и оскорбления – да, это насилие и от него лучше отказаться.
Если речь идет об ограничениях, которые имеют стратегическое значение для дальнейшего благополучного роста и развития ребенка, даже если эти ограничения вызывают него негативную эмоциональную реакцию – это не насилие, а воспитание.
Другой вопрос состоит в том, что в каждом возрасте ребенка взрослый по-разному устраивает эти ограничения. В каждом возрасте у ребенка свои особенности развития, восприятия ребенком взрослого и интересы. И методы воспитания должны исходить из этих особенностей. Например, кричать или бить младенца за то, что он «плохо себя ведет, издевается над родителем своим плачем и манипулирует им» – это насилие над ребенком. И таким родителям самим нужна серьезная психологическая и педагогическая помощь.
Или ставить 1,5 годовалого ребенка в угол за то, что он разбил папину любимую чашку – метод воспитания, неадекватный возрасту и развитию ребенка. И примеров такого воспитания можно найти много.
Каким же будет ответ на вопрос о допустимости насилия и манипуляции?
Во-первых, важно помнить, что физическое воздействие в виде ремня, побоев, пинков и подзатыльников – это не наказание. Это насилие. Которое всегда будет иметь следствием те или иные проблемы в отношениях ребенка с родителями (дефицит доверия), неврозы, высокую агрессию к себе или другим.
Крик и оскорбления – это разновидность физической атаки на ребенка в виде нападения на его сенсорный аппарат (аппарат восприятия), а также разрушение чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка. И это обязательно будет иметь следствие в виде заниженной самооценки, робости, невозможности отстоять свои границы, часто – заикания.
Данные виды «наказания», которые не являются воспитанием, лучше не применять. А если очень хочется и невозможно сдержаться – это повод обратиться за помощью к специалисту. Что касается наказания как воспитания, как процесса помощи ребенку в ощущении собственных и чужих границ, установления контакта с реальностью – то, конечно, наказывать ребенка необходимо, если Вы хотите вырастить здорового человека. Потому что без разумных ограничений невозможно становление нормального мышления и реального восприятия жизни и правил ее игры. Поэтому обязательно наказывайте своих детей. Только помните, что наказ – это воспитание. А настоящее воспитание без любви и заботы невозможно.
Ирина Матанова.