Как успокоить ребёнка при перевозбуждении?

Как успокоить ребёнка при перевозбуждении?

Для того, чтобы понять, как успокоить ребенка, нужно понимать, в каком возрасте и как проявляется перевозбуждение.

Во-первых, что такое перевозбуждение?

Это состояние сильного напряжения, при котором психика ребёнка не в состоянии справиться, «переварить» информацию из внутренней (собственный организм) и внешней среды (избыточная сенсорная стимуляция, стрессовые события).

Для того, чтобы с ней справиться, ребёнку приходится прибегнуть к тем способам саморегуляции, которые ему доступны и являются «рабочими».

На разных возрастных этапах существуют свои методы регуляции эмоционального состояния, а так же и свои причины и признаки перевозбуждения.

Итак, признаки перевозбуждения на первом году жизни:

  • Крик

  • Изменение цвета кожных покровов ( сильное покраснение,  мраморность кожи)

  • Обильные срыгивания или рвота

  • Отказ от груди

  • Сильное тоническое напряжение тела ребенка

Причины:

◾Физиологические (сильный голод, холод, боль)

◾Психологические (реакция на эмоциональное состояние мамы и атмосферу в семье)

◾Депрессия мамы

Что делать?

✔️Справиться со своими эмоциями

✔️Устранить причину дискомфорта, если она носит физиологический характер

✔️Взять на руки, хорошо и удобно удерживая ребёнка ласково разговаривать с ним.

Ребёнок от 1 до 3-х лет.

Признаки перевозбуждения:

  • Как телесные (см.первый год), так и симптом двигательной расторможенности.

  • Ребёнок ведёт себя хаотично (либо, наоборот, будто застывает), не реагирует на слова родителя

  • Не концентрирует внимание на чем-то изначально интересном

  • Не вовлекается в игру со взрослым при попытках привлечь внимание.

Что делать?

 ⁃ Смотрите рекомендации к первому году. 

 ⁃ Создать ограниченное пространство

физической и психологической безопасности, мягко удерживать ребёнка с помощью телесного контакта (взять на руки, гладить, трогать ладошки, перебирать пальчики)

 ⁃ Дать ребёнку в руки какой-то предмет, который можно мять.

 ⁃ Спокойно говорить с ребёнком, проговаривая его состояние

Причины:

 ◾Физиологический дискомфорт

 ◾Психологический дискомфорт-ранняя преждевременная или резкая сепарация с мамой, ощущение потери опоры

 ◾Сенсорная перестимуляция (свет, шум, много новых людей)

 ◾Депрессия мамы, горе в семье

Дети младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет. 

Признаки перевозбуждения:

  • Больше выражаются в движении и поведении (ребёнок двигательно расторможен, не видит границ и препятствий, «сеет хаос», разбрасывает, бросает, ломает предметы)
  • Поведение – капризное, невозможно договориться. Ребёнок не принимает никаких альтернатив и замещений.

Причины:

 ◾Страх потери объекта (мамы)

 ◾Страх повреждения тела (страх врача)

 ◾Неблагоприятная атмосфера дома (родители ссорятся, ругаются)

 ◾Депрессия или повышенная тревожность мамы (индуцированная тревога)

Что делать?

 ⁃ Говорить с ребёнком, проговаривать то, что с ним происходит

 ⁃ Играть, рассказывать ребёнку сказки и истории, приводить примеры преодоления тех или иных трудностей

 ⁃ Помнить о значении собственного примера для эмоциональной регуляции ребёнка.

Ирина Матанова