Для того, чтобы понять, как успокоить ребенка, нужно понимать, в каком возрасте и как проявляется перевозбуждение.
Во-первых, что такое перевозбуждение?
⠀
Это состояние сильного напряжения, при котором психика ребёнка не в состоянии справиться, «переварить» информацию из внутренней (собственный организм) и внешней среды (избыточная сенсорная стимуляция, стрессовые события).
Для того, чтобы с ней справиться, ребёнку приходится прибегнуть к тем способам саморегуляции, которые ему доступны и являются «рабочими».
⠀
На разных возрастных этапах существуют свои методы регуляции эмоционального состояния, а так же и свои причины и признаки перевозбуждения.
⠀
Итак, признаки перевозбуждения на первом году жизни:
- Крик
- Изменение цвета кожных покровов ( сильное покраснение, мраморность кожи)
- Обильные срыгивания или рвота
- Отказ от груди
- Сильное тоническое напряжение тела ребенка
Причины:
- Физиологические (сильный голод, холод, боль)
- Психологические (реакция на эмоциональное состояние мамы и атмосферу в семье)
- Депрессия мамы⠀
Что делать?
- Справиться со своими эмоциями
- Устранить причину дискомфорта, если она носит физиологический характер
- Взять на руки, хорошо и удобно удерживая ребёнка ласково разговаривать с ним.
Ребёнок от 1 до 3-х лет.
Признаки перевозбуждения:
- Как телесные (см.первый год), так и симптом двигательной расторможенности.
- Ребёнок ведёт себя хаотично (либо, наоборот, будто застывает), не реагирует на слова родителя
- Не концентрирует внимание на чем-то изначально интересном
- Не вовлекается в игру со взрослым при попытках привлечь внимание.
Что делать?
- См. рекомендации к первому году
- Создать ограниченное пространство физической и психологической безопасности, мягко удерживать ребёнка с помощью телесного контакта (взять на руки, гладить, трогать ладошки, перебирать пальчики)
- Дать ребёнку в руки какой-то предмет, который можно мять.
- Спокойно говорить с ребёнком, проговаривая его состояние
- Причины:
- Физиологический дискомфорт
- Психологический дискомфорт-ранняя преждевременная или резкая сепарация с мамой, ощущение потери опоры
- Сенсорная перестимуляция (свет, шум, много новых людей)
- Депрессия мамы, горе в семье
Дети младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет.
Признаки перевозбуждения:
Больше выражаются в движении и поведении (ребёнок двигательно расторможен, не видит границ и
препятствий, «сеет хаос», разбрасывает, бросает, ломает предметы)
Поведение – капризное, невозможно договориться. Ребёнок не принимает никаких альтернатив и замещений.
Причины:
- Страх потери объекта (мамы)
- Страх повреждения тела (страх врача)
- Неблагоприятная атмосфера дома (родители ссорятся, ругаются)
- Депрессия или повышенная тревожность мамы (индуцированная тревога)
Что делать?
- Говорить с ребёнком, проговаривать то, что с ним происходит
- Играть, рассказывать ребёнку сказки и истории, приводить примеры преодоления тех или иных трудностей
Помнить о значении собственного примера для эмоциональной регуляции ребёнка.
Ирина Матанова