Как успокоить ребенка при перевозбуждении

Как успокоить ребенка при перевозбуждении

Для того, чтобы понять, как успокоить ребенка, нужно понимать, в каком возрасте и как проявляется перевозбуждение.

Во-первых, что такое перевозбуждение?

Это состояние сильного напряжения, при котором психика ребёнка не в состоянии справиться, «переварить» информацию из внутренней (собственный организм) и внешней среды (избыточная сенсорная стимуляция, стрессовые события).
Для того, чтобы с ней справиться, ребёнку приходится прибегнуть к тем способам саморегуляции, которые ему доступны и являются «рабочими».

На разных возрастных этапах существуют свои методы регуляции эмоционального состояния, а так же и свои причины и признаки перевозбуждения.

Итак, признаки перевозбуждения на первом году жизни:

  • Крик
  • Изменение цвета кожных покровов ( сильное покраснение, мраморность кожи)
  • Обильные срыгивания или рвота
  • Отказ от груди
  • Сильное тоническое напряжение тела ребенка

Причины:

  • Физиологические (сильный голод, холод, боль)
  • Психологические (реакция на эмоциональное состояние мамы и атмосферу в семье)
  • Депрессия мамы⠀

Что делать?

  • Справиться со своими эмоциями
  • Устранить причину дискомфорта, если она носит физиологический характер
  • Взять на руки, хорошо и удобно удерживая ребёнка ласково разговаривать с ним.

Ребёнок от 1 до 3-х лет.

Признаки перевозбуждения:

  • Как телесные (см.первый год), так и симптом двигательной расторможенности.
  • Ребёнок ведёт себя хаотично (либо, наоборот, будто застывает), не реагирует на слова родителя
  • Не концентрирует внимание на чем-то изначально интересном
  • Не вовлекается в игру со взрослым при попытках привлечь внимание.

Что делать?

  • См. рекомендации к первому году
  • Создать ограниченное пространство физической и психологической безопасности, мягко удерживать ребёнка с помощью телесного контакта (взять на руки, гладить, трогать ладошки, перебирать пальчики)
  • Дать ребёнку в руки какой-то предмет, который можно мять.
  • Спокойно говорить с ребёнком, проговаривая его состояние
  • Причины:
  • Физиологический дискомфорт
  • Психологический дискомфорт-ранняя преждевременная или резкая сепарация с мамой, ощущение потери опоры
  • Сенсорная перестимуляция (свет, шум, много новых людей)
  • Депрессия мамы, горе в семье

Дети младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет.

Признаки перевозбуждения:
Больше выражаются в движении и поведении (ребёнок двигательно расторможен, не видит границ и
препятствий, «сеет хаос», разбрасывает, бросает, ломает предметы)
Поведение – капризное, невозможно договориться. Ребёнок не принимает никаких альтернатив и замещений.

Причины:

  • Страх потери объекта (мамы)
  • Страх повреждения тела (страх врача)
  • Неблагоприятная атмосфера дома (родители ссорятся, ругаются)
  • Депрессия или повышенная тревожность мамы (индуцированная тревога)

Что делать?

  • Говорить с ребёнком, проговаривать то, что с ним происходит
  • Играть, рассказывать ребёнку сказки и истории, приводить примеры преодоления тех или иных трудностей

Помнить о значении собственного примера для эмоциональной регуляции ребёнка.

Ирина Матанова