Сегодня я хочу обсудить с вами тему, которую мы постоянно обсуждаем с родителями на диагностиках.
И эта тема: «Пересказ текста». Да, сейчас наши дети испытывают огромные трудности с пересказом текста.
А ведь умение пересказывать можно назвать одним из базовых навыков. Пересказ учит ребёнка формулировать свои мысли, передавать своими словами смысл услышанного или прочитанного текста.
❗️Чтобы верно пересказать текст, необходимо понять его логику, выявить главную мысль, важные и второстепенные факты, выбрать, на каких моментах сделать акцент, а какие можно упустить.
И это умение необходимо отработать. К сожалению, за один день не совсем получится, придётся тренироваться некоторое время.
👶Не всем детям с первого раза даётся пересказ. Иногда необходимо приложить усилия. Но для этого нужно сначала проанализировать причины.
Например, самая распространённая причина неумения пересказать текст – непонимание смысла прочитанного.
📝В этом случае необходимо выявить незнакомые термины и определения и разъяснить их смысл ребёнку простыми словами. Если вы заведёте специальный словарик для вашего школьника, новые слова он будет запоминать быстрее, а пересказ дастся легче.
☝️Помимо этого, необходимо учитывать особенности самого ребёнка. Не все дети одинаково легко осваивают пересказ. Некоторым может понадобиться гораздо больше времени для выработки этого важного навыка.
Я предлагаю вам алгоритм работы с пересказом.
Ведь ребенку необходимо научиться эффективно работать с текстом.
Алгоритм действий такой:
🔸Ребёнок внимательно читает текст.
🔸Взрослый объясняет ему незнакомые слова.
🔸Вы вместе делите текст на смысловые части.
🔸Даёте каждой части краткое обобщённое название (одно слово).
🔸Задаёте ребёнку шесть «золотых» вопросов пересказа:
кто, что, где, когда, зачем, почему.
🔸Формулируете основную мысль текста и вывод.
🔸Интересуетесь, что ребёнка заинтересовало в тексте.
🔸Составляете план пересказа.
🔸Просите ребёнка пересказать текст, подсматривая в план. А затем без него.
А эти советы помогут запоминать текст намного лучше:
🔹Используйте фантазию во время чтения текста. Это похоже на просматривание воображаемых картинок.
Если ребёнок вообразит вкус или запах, то запомнит текст ещё быстрее. Я часто рекомендую использовать «пахнущие книги»🔥
🔹Первый раз ребёнок читает текст про себя, не отвлекаясь на повторение и проговаривание вслух. Это мешает осмыслению текста.
🔹Проще усвоить сложный текст поможет чтение вслух.Здесь я использую гарнитуру «FORBRAIN”( о ней был отдельный пост).
🔹Вместе с ребёнком проанализируйте произведение. Разбейте на смысловые фрагменты большой текст. Пусть школьник перескажет их отдельно.
🔹Станьте внимательным слушателем для своего ребёнка. Когда слушают, рассказывать легче.