Границы родительской помощи младшему школьнику

Границы родительской помощи младшему школьнику

Начальная школа ставит много новых задач не только перед ребёнком, но и перед родителями.
Ребенок переходит на свой новый этап развития, от игровой ведущей деятельности к учебной.

Но учёба это не только знания по предметам.
Учебный процесс должен включать определённую дисциплину, организацию своего времени, самоконтроль.

Основная задача для ребёнка в начальной школе – научиться учиться.

Самостоятельно и ответственно. Распределять и планировать свое время. Ориентироваться в учебной литературе. Оформлять учебные тетради. Находить нужные дополнительные сведения.

Но ребёнок это все не может сделать сразу сам.
То, что взрослому кажется очевидным, для ребенка – неясная последовательность непонятных действий.

Первоклассник себя чувствует примерно также, как взрослый на новом месте работы в организации со специфическими внутренними правилами и корпоративной культурой. Неуютно, непонятно и неуверенно.

Но вот здесь важно не попасть в две ловушки:

1. Начать все делать ЗА ребёнка – собирать портфель, делать уроки, следить за расписанием, готовить спортивную форму, вешать на него сумку со сменкой.

2. Пускать ребёнка в “свободное плавание”. И думать, что он уже взрослый и сам все должен делать.

Норма посередине.

Какая помощь нужна первокласснику?

  • Организующая
  • Помогающая, объясняющая
  • Контролирующая

Со 2 класса организующей помощи уже должно быть минимум.
С 3 класса в норме ребенок должен сам справляться с организацией своего учебного процесса.

С контролирующей помощью все понятно.
Это контроль наличия выполнения ДЗ, и его правильность. Контроль нужен для того, чтобы понять, где пробелы в знаниях, что не понимает ребенок, над чем надо поработать.

Объясняющая помощь очень важна. И родитель должен быть всегда готов ее оказать.

  • Что требуется сделать в задании (а сейчас учебники такие, что и взрослый поймет не с первого раза).
  • Как оформить работу.
  • Как решить задачу или применить правило.

И самая важная на первом этапе и не всегда очевидная помощь – организующая.
Важно дать ребёнку АЛГОРИТМЫ, всего того, что ему теперь придется делать ежедневно.
Важно помочь ребенку овладеть понятием “расписание”,  ” режим дня”, “время” во всех его проявлениях и ” вовремя”.
Дошкольник еще живёт вне временных понятий, это регулируют взрослые.

  • Важно дать ребенку алгоритм выполнения домашнего задания. Где смотреть, то что задано. В какой последовательности делать. Что приготовить для выполнения ДЗ.
  • Как собрать портфель.
  • Как ориентировать при этом на расписание и не складывать туда все подряд. При этом важно и не забыть нужное.

Этому надо научить.
Но ребенок должен это сделать сам.

Не страшно, если когда-то он что-нибудь забудет.
Неприятное чувство, что ты не готов к уроку, в отличие от всех остальных, поможет ему быть внимательнее в следующий раз.
Важно, чтобы ребенок осознавал, что это его ответственность.

Сколько жалоб от школьников, которые что-то забыли или не выполнили, что “это мама мне не положила, не сказала, не сделала”!

Обозначить границы ответственности важно с первых школьный дней.
Учится и собирается ребенок сам.

Родитель готов всегда объяснить, если ребёнок не понял тему в школе, подсказать, что нужно сделать в задании, ответить на вопросы, если работа у ребёнка вызывает затруднения. Напомнить, какой завтра день недели, и вместе проговорить расписание и список того, что надо приготовить к школе.

Важно дать понять, что учеба – это ответственность ребёнка, но вы всегда готовы ему помочь и поддержать, когда это будет ему нужно.

Светлана Филатова