Домашнее задание с ребёнком: вместе и навсегда?

Домашнее задание с ребёнком: вместе и навсегда?

Это тема волнует многих родителей. 

Домашние задания и их выполнение – повод для различных переживаний. Часто, к сожалению, негативных. 

Нередко выполнение д/з становится зоной основного конфликта между родителями и ребенком-школьником, территорией, где «срываются маски» и мама превращается в фурию, а ребёнок в революционера. 

Или жертву родительского абьюза.

В сегодняшнем, наверняка актуальном для многих, посте, я бы хотела обозначить три момента. Или три вопроса,на которые было бы полезно порассуждать.

🌺Вопрос первый: «А как оно должно быть – что является нормальным, правильным – делать уроки вместе, сидеть с ребенком? До какого класса? Или пусть все сам?»

🌺Вопрос второй: «Почему одни делают уроки без проблем, а для других это огромная трудность?»

🌺Вопрос третий: «Как сделать так, чтобы выполнение д/з не стало линией соприкосновения конфликтующих сторон?»

Итак, первое!

К началу школьного возраста ребёнок с достаточно сформированной произвольной и эмоциональной сферой – здесь я имею в виду ребенка, которого слово «надо» не заставляет биться в истерике, регрессируя к трехлетнему возрасту – понимает (если родители ему объяснили словами и не один раз, что в школе необходимо делать домашние задания), что домашние задания делать необходимо, это необходимая часть его новой роли – роли ученика.

Если до 7 лет ребёнок не приобрел предпосылок к тому, чтобы иметь обязанности и их выполнять, а жил по принципу «не хочешь- не надо», «делаю только то, что нравится», то ожидать от него рвения к выполнению нужной и рутинной «домашке» не стоит. 

Ну, потому что после школы, где ему с трудом приходилось себя удерживать от желания поиграть, поболтать и походить на уроке под строгим взглядом (или даже не взглядом) учителя, ребёнок просто захочет отдохнуть по полной. Не понимая, почему еще дома он что-то должен делать.

То есть очень желательно, чтобы психофизическое развитие ребенка и воспитание к моменту поступления в школу сформировали у ребенка предпосылки к тому, что ребёнок сможет брать на себя эти обязанности как свои собственные (не мамины, и не папины).

То есть стремиться и любить делать домашнее задание ребёнок вряд ли будет. Это бывает, конечно, что ребёнку нравится, но не так часто. А вот быть готовым к тому, что домашнее задание делать необходимо и придется вне зависимости от нежелания – это обязанность, это важно, это придется. 

Будете удивлены, но не все родители поговаривают ребёнку это.

Еще один аспект состоит в том, что учебная мотивация и то, что мы называем «лбом» – функции программирования, контроля и регуляции деятельности, а учеба – это деятельность, в начальной школе только проходят свое становление. Возраст с 7 до 11-12 – это возраст бурного развития данных функций. И как любая развивающаяся функция, она формируется извне и нуждается в опорах. И это опора лежит в родителях. 

Основные ошибки, которые делают родители с точки зрения формирования мотивации и способности к самоконтролю- это: 

✅Делать д/з за ребенка, указывая малейшее действие и не задавая вопросов: «А что нужно сделать сначала? А потом? А сейчас?» – вместо этого родитель прямо говорит, что нужно делать. Это подрывает возможности ребенка постепенного формирования функций самоконтроля. 

✅Давать понять всем видом и поведением, что ребёнок туп, глуп и ничего нормально сделать не сможет, потому что он кривой, косой, безрукий, весь в папу (маму, как сестра, как брат). Это здорово подрывает у ребенка веру в себя, свою компетентность и желание что- либо делать (мотивацию). 

❗️Что  необходимо знать?

✅Что ребёнку нужна организующая (не делать «за» и «вместо» ребенка) и поддерживающая (смотри, сегодня у тебя получается лучше) помощь родителя с обязательным контролем. 

✅Контроль – это интересоваться, спрашивать, заглядывать в тетрадки, разговаривать с ребенком. 

✅Обращать внимание, где у него трудности, учить просить помощи

Вопрос второй: «Почему одни могут, другие нет?»

На этот вопрос можно ответить так- если к моменту обучения в школе не были сформированы базовые предпосылки к возможности обучаться и отвечать требованиям образовательного процесса (эмоциональная регуляция, произвольность, восприятие,память, моторика), а сейчас в школу часто поступают дети с несформированными предпосылками, то ребёнку будет трудно. А родителю придется быть включенным в образовательный процесс гораздо активнее. 

Вопрос третий: «Как сделать так, чтобы выполнение домашнего задания не было зоной конфликта?»

✅Обратить внимание на сформированность предпосылок к обучению (диагностика в помощь)

✅Соблюдать режим, иметь договоренности относительно обязательности выполнения домашнего задания и времени, которое выделяется на это (вопрос индивидуальный)

✅Выполнение д/з не должно быть единственным временем и поводом для эмоционального общения с ребенком. Если это так, то оно может растянуться на часы нытья, выяснения отношений и взаимной агрессии. 

✅Помните, что задача родителя помогать и направлять, а не делать за ребенка или постоянно оценивать его.