Дискалькулия – это избирательное нарушение способности в изучении арифметики и математических наук в целом. Дискалькулию также образно называют «математической дисграфией», так как в данном случае ребёнок не может «читать» цифры.
Важно понимать, что данная особенность никаким образом не связана с общим интеллектуальным развитием человека
Дискалькулия у школьников обычно проявляется в начальной школе, когда приходит время осваивать не только чтение и письмо, но и счёт. Именно на этом этапе у ребёнка проявляются трудности в интерпретации цифровых символом (как цифр, так и иных математических символов, к которым относят знаки сложения, вычитания, равно, деления и т.д.).
Помимо понимания цифр и чисел, школьнику с дискалькулией трудно делать вычисления: прибавлять, вычитать, умножать, делить, считать в уме, решать математические задачи.
В подавляющем большинстве случаев будут также проявляться в той или иной степени иные дисфункции: дислексия, дисграфия, СДВГ; будет наблюдаться комплекс особенностей, выраженный в трудностях обучения чтению, письму, счёту.
Какие же могу быть причины?
Прежде всего нужно сказать о генетической составляющей дискалькулии, и если у одного из родителей были (и есть) серьёзные трудности с арифметикой, то вероятность того, что дискалькулия будет у сына или дочери.
Так как дискалькулия связана с дефицитом нейронных соединений и осложнений во время беременности.
Симптомы, по которым можно определить, есть ли дискалькулия у ребёнка, просты: в дошкольном возрасте ребёнку с дискалькулией сложно в принципе понимать, что такое числа. Также ему сложно соотносить предметы по формам и размерам.
А в школьнику будет трудно:
1️⃣ «Связывать» графическое обозначение цифры и её буквенного написания (например, «4» – «четыре», «10» – «десять»).
2️⃣Будут ошибки при написании цифр, имеющих схожие элементы (например, «3» и «8» или «9» и «6»).
3️⃣Неправильное написание цифр при математическом диктанте или списывании с доски (зеркальное написание, написание совершенно других цифр и т.д.)
4️⃣Проблемы с порядковым счётом.
5️⃣Звуковые ошибки близких по произношению цифр и чисел.
6️⃣Трудности с распознаванием арифметическими символами (например, использование «-» вместо «+»).
7️⃣Трудности с вычитанием, сложением, делением самых простых чисел, а также трудности при математических операциях в столбик.
8️⃣Проблемы с логикой, механической памятью, распознаванием даты и времени.
9️⃣Трудности с пониманием формулировки математических задач.