7 вопросов нейропсихологу о письме

7 вопросов нейропсихологу о письме

1. Многие школы собираются уйти от письма ручкой. Что вы об этом думаете и будут ли последствия?

Это будет очередной шаг к деградации человечества. Письмо – фундаментальный навык, сочетающий в себе работу множества отделов головного мозга. Это великолепный развивающий тренинг.

Попробуйте взять старорусские прописи для каллиграфии – поймете о чем я. Мозг заскрипит от напряжения.

2. Какой первый шаг в овладении?

Хорошо развитая крупная моторика. Редко встретишь неуклюжего, вечно собирающего углы ребенка с идеальным почерком. Как правило, проблемы с крупной моторикой к школе буду сопровождаться мелкомоторными.

Спорт, ЛФК, турники, улица, лазанье по деревьям, прыжки, скакалки, классики, всевозможные ползания, покатушки на велосипедах, санках с гор, веревочные парки и т.д.

3. Что можно использовать из пособий ДО того, как перейти к письму?

Графические диктанты, пиксельные наклейки (начните с наклеек покрупнее и потом переходите к меньшим по размеру), раскраски, штриховки, рисование в любом виде, геоборды, мозаики, пазлы и т.д.

4. С какого возраста начинать писать?

Письмо – одна из сложнейших Высших Психических Функций! Форсировать его развитие означает менять процессы созревания в головном мозге, поэтому: ждем первого интереса ребенка!

Как он выглядит? Это – рисунок! Когда ребенок пытается закодировать в рисунке свое послание вам! Письмо – это код. Буквы – тоже код. Истоки одни.

Дальше инициируем рисование. Нарисуй открытку бабушке, «напиши» записочку папе, «почиркай» цветами свое настроение, изобрази то, что хочешь сказать.
Наша задача: показать, что мысль можно закодировать и передать каким-то символом!

Обычно старт осмысленного письма буквами происходит плюс-минус в 4 года.
Когда это появилось, мы помогаем ребенку, но НЕ оцениваем орфографию и прочее. Зеркальность допустима.

5. Ребенок рвет карандашом бумагу, что делать?

Сильный нажим – показатель гипертонуса мышцы. Этот симптом идет вместе с неправильной посадкой, распределением нагрузки на поясницу, таз и шейно-воротниковый отдел.

Нужна консультация ортопеда, ЛФК упражнения, тренажеры для кистей и релаксационные техники.
У руки при письме должен быть хороший тонус, а не гипер.

6. Ребенок сломал руку. Учиться писать другой рукой?

Зависит от возраста. Дошкольник может сделать паузу и пока только рисовать в удовольствие и баловаться противоположной. В конце концов, это не навсегда. Когда гипс снимут – будет восстанавливать рабочую.

Если это школьник и навык письма у него более-менее автоматизировался, то можно тренировать другую руку – это очень полезно для мозга. Новый опыт обогащает.

Если рука была сломана в начале 1 класса, то эксперименты с перекладыванием ручки лучше не ставить. Взять паузу, сделать акцент на устных предметах, и все, что можно – печатать другой рукой. После восстановления, взять доп. занятия по формированию навыка письма у нейропсихолога или специалиста по каллиграфии.

7. Ребенок начал писать, но справа – налево! Насколько критично?

Будет зависеть от стадии формирования навыка. В 4-5, максимум в 6 мы ребенка поправляем и показываем, как правильно.
Регулярное и трудно поддающееся исправлению, устойчивое желание ребенка писать в другую сторону после 6,5 требует подключения нейропсихолога.

Обычно, сам навык письма естественным путем к 6 годам легко стабилизируется на правильный вектор. Слева – направо. Но остаются другие проблемы, например, отзеркаливание букв.⠀
В принципе, до 3-й четверти 1 класса, это может быть нормой. Но у детей с ведущим левым глазом будут особенности.

Читайте продолжение в следующих статьях!

Анна Полищук