Почему не работают наказания

Почему не работают наказания

Вопрос наказания – серьезная тема, когда речь идет о воспитании ребенка.

Но крайне важно, чтобы наказание работало на созидание его личности, а не на разрушение.

Наказания могут очень травмировать, но цель воспитания не травмировать ребенка, а чему-то его научить.
Но непросто найти ту грань, чтобы наказание стало эффективным инструментом воспитания.

Чаще всего наказания просто не работают.
То, за что был наказан ребёнок, продолжается снова и снова.

Чтобы наказание стало эффективным, оно должно быть правильным.

А для этого надо ответить на несколько вопросов:

  • Почему не действуют наказания так, как бы этого хотелось взрослым?
  • Почему мы вообще наказываем детей?
  • Зачем мы наказываем детей?
    “Почему” и “зачем” часто не совпадают.
  • Как наказывать правильно?
  • Как наказывать нельзя?

В одной статье все вопросы не разобрать.

Начнем с того, почему наказания не работают?

Предполагается, что наказывая ребёнка, взрослые хотят, чтобы “такого больше не повторялось”.
И ребенок даже часто дает обещание “я больше так не буду”. Но вскоре все повторяется. Давая обещание, ребенок искренне в это верит.

Но дети еще не могут регулировать в полной мере свое поведение. Они этому только учатся. Структуры мозга, отвечающие за саморегуляцию, самоконтроль ещё только формируются. Все проступки происходят как правило спонтанно, под влиянием импульса, сдержать который ребенок ещё не в состоянии.

Крайне редко дети делают что-то со злым умыслом, стараясь специально нарушить правила или запреты. Чаще они просто не успевают подумать, сопоставить ситуацию, правила и возможные последствия.
Несмотря на то, что “сто раз ему говорили”, происходит все “случайно”.

И родителям с этим фактом нужно только смириться.

Не махать рукой, что раз не запомнит, то и учить не надо. А наоборот, продолжать последовательно, спокойно объяснять и объяснять ребенку, как правильно себя вести.

С первого раза не поймет и не запомнит точно. Но в детстве мы сеем семена, которые взойдут через много лет.
Поэтому жестокости не должно быть места.

Кроме того, любое наказание, если оно в виде отрицательного стимула, очень быстро перестает оказывать воспитательное влияние, особенно если применяют его часто. Психика просто привыкает и не реагирует. И чтобы получить какой-то эффект, стимул приходится усиливать. То есть усугублять наказание. Это плохое решение и неправильный путь. Но очень часто родители идут именно им, увеличивая каждый раз градус и силу наказания. Что раз так не понимает, значит получит посильнее.

Подход “затягивания гаек” тупиковый и разрушительный.

Чтобы этого не происходило, к наказанию подходит надо очень ответственно и продуманно.

Светлана Филатова