Мышление – высшая психическая функция

Мышление – высшая психическая функция

Мышление неразрывно связано с речью. И именно от мышления в большей мере зависит успех ребенка в обучении.

Но мышление — это сложная функция, которая имеет этапы своего развития. И они непосредственно связаны с возрастом ребенка и с тем, какие у него есть возможности для развития и обучения, какая вокруг него сформирована воспитательная среда, насколько она отвечает возрастным особенностям, запросам и потребностям ребенка.

Для того чтобы мыслить, мало просто иметь какие-то знания и помнить информацию. Мышление – это всегда творческий процесс решения какой-то задачи. Соединение знаний в единую структуру нахождения связей между явлениями для возможности выхода за пределы наглядных признаков предметов и явлений окружающей действительности.

Основными формами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – самый базовый уровень развития мышления. Оно начинает формироваться у ребенка с раннего возраста. Во время непосредственной практической деятельности. Все задачи ребенок решает непосредственно руками и действиями с предметами. Другое название этого вида мышления – практическое.

Развитию наглядно-действенного мышления ребенка способствует манипулирование и игра с предметами, кубики, конструкторы, пазлы, матрешки, пирамидки, плавающие и «тонущие» игрушки для ванной. Отличные игрушки для развития мышления -коробки с крышками разных размеров, кастрюли и безопасная кухонная утварь.

Наглядно-образное мышление опирается уже не на действия, а на образы. Ребенку уже необязательно брать предмет в руки, достаточно хорошо его представить. Этот вид мышления уже более сложный. Чтобы представить предмет, надо его ранее очень хорошо изучить на более раннем этапе развития.

В процессе наглядно-образного мышления происходит важный процесс, когда для решения какой-то конкретной задачи в расчет берутся не все свойства предмета, а только существенные для данной задачи. Так в сознании ребенка возникают схемы и модели.

Наиболее активно этот вид мышления проявляется и развивается во время творческих видов деятельности. Когда ребенок рисует, лепит, мастерит, конструирует, придумывает свои игровые миры.

Вербально-логическое мышление – самый сложноорганизованный вид мышления. Оно опирается на речь, на умозаключения. Оно оперирует уже не действиями и образами, а сложными понятиями, выраженными словами. В отсутствие речи невозможно развить мышление до его высшего уровня.

Чтобы этот вид мышления мог сформироваться, ребенок должен в полной мере овладеть действиями и образами предметов, которые станут основой для мыслительных операций, на которые ребенок сможет опираться уже при логических операциях, анализе, обобщении, абстракции, выделении главного признака, систематизации. Поэтому не стоит торопиться развивать этот вид мышления у дошкольников.

Развитие мышления – это длительный, но при этом единый процесс, в котором нет второстепенных этапов. Все вехи развития мышления очень важны. Попытки «перескочить» какие-то этапы могут самым негативным образом отразиться на развитии ребёнка.

Мышление ребенка развивается в процессе общения со взрослыми, взаимодействия с предметами окружающего мира, в игре, в решении учебных задач.

Но как сложная функция, она самым тесным образом взаимодействует с другими психическими функциями.

Эффективная мыслительная деятельность возможна при достаточной нейродинамике, мозговой активности, умственной работоспособности. Без достаточной функции контроля мыслительная деятельность так же не будет полноценной.

Для качественного протекания мыслительных процессов необходима концентрация внимания, возможность переключения, избирательность внимания, ориентация в пространстве и хорошо развитые квазипространственные представления.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет и раскрывает отношения между предметами, явлениями и понятиями.

Не торопитесь, учитесь вовремя, чтобы Ваши дети выли готовы к будущему!

Светлана Филатова.