Межполушарное взаимодействие

Межполушарное взаимодействие

Вопрос о взаимодействии между полушариями головного мозга один из самых актуальных в нейропсихологии.

Мозг один, целостный, сложный орган. А полушарий головного мозга два. И каждое из них вносит свой, уникальный вклад в любую деятельность. И от того, насколько качественно осуществляется их взаимодействие, зависит и качество самой деятельности.

Само единство мозга определяется сочетанием двух базовых свойств работы полушарий:
полушарная специализация и межполушарное взаимодействие, которое осуществляется процессом переноса информации от одного полушария к другому и их содружественное включение в деятельность.

Этот процесс непростой, требующий длительного формирования.

По мере роста и развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. И важно создать условия для их становления.

В раннем возрасте это движение, активное ползание, знакомство с окружающим миром, манипулирование с разными предметами.

Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.

Правое полушарие – база и снова образного мышления, а левое полушарие – абстрактного.
Правое полушарие «видит» целостный образ и осуществляет синтез. Левое полушарие «раскладывает всё по полочкам», поэлементно и последовательно, и осуществляет анализ.

Полный анализ и синтез любой информации, построение любого вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. В любом виде учебной деятельности, в любой операции можно выделить компоненты работы и правого, и левого полушария.
Их координация и взаимная дополняемость – важное условие успеха и продуктивности.

Качественное межполушарное взаимодействие – это основа интеллектуального развития ребенка, формирования всех высших психических функций.

А несформированность межполушарного взаимодействия самым негативным образом будет сказываться на развитии ребенка, на успешности учебной деятельности.
Если у ребенка не происходит слаженной работы обоих полушарий головного мозга, это значительно снижает скорость и продуктивность его мыслительной деятельности.

Недостаточность межполушарного взаимодействия может быть одной из значимых причин нарушения чтения, письма, счета. Причиной, по которой ребенок долго не может «определиться» с ведущей рукой. Конечно, при недостаточности межполушарного взаимодействия будут страдать и память, восприятие, осуществление пространственных операций.

Очень важно заботиться о формировании этой функции на протяжении всего дошкольного периода развития ребенка.

А при обнаружении трудностей, вовремя пройти нейродиагностику и соответствующую коррекцию.

Светлана Филатова.