Нейропсихология занимается изучением высших психических функций человека. Мышление, память, восприятие, внимание – всё это представляет большой научный интерес. Но именно речь занимает ключевое место в системе ВПФ и является основным механизмом мышления и сознательной деятельности человека.
Формирование личности вне речи невозможно. Именно речь обуславливает развитие мышления.
Речь, безусловно, является средством общения и средством регуляции и контроля собственной деятельности.
Ведущее место в системе высших психических функций речи придает тот факт, что именно она способствует более тонкому проявлению остальных функций.
Именно речь является своеобразным маркером развития ребенка в целом. Не бывает только речевой задержки без общей задержки психического развития ребенка.
Как часто мы слышим, что ребенок умненький, отлично развивается, но только с речью проблемы. Но именно речь обуславливает развитие высших психических функций.
В процессе речевого развития формируется внутренняя речь как средство мышления и способа внутреннего программирования, самоуправления.
Именно с развития речи начинает формироваться воля, навыки самоконтроля и планирования поведения на более сложном и организованном уровне.
С возникновением речи высшая нервная деятельность приобретает характер новой, чрезвычайно высокоорганизованной системы, способствующей не только лучшему взаимодействию со средой, но и способностью к самоуправлению.
Нейропсихология рассматривает речь как сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются более простые и высокоорганизованные уровни.
Поэтому нарушения развития речи могут иметь самую разную причину. Требующую детальной оценки.
К задержке или нарушению речевого развития у ребенка следует относиться очень внимательно. Не занимать выжидательную позицию, надеясь, что само все наладится.
Своевременное обращение к специалистам помогает предотвратить выраженные проблемы в развитии ребенка.
Светлана Филатова