Как рождается саморегуляция?

Как рождается саморегуляция?

Это манящее слово САМОРЕГУЛЯЦИЯ!

Его так любят нейропсихологи, и так мечтают найти хотя бы его следы родители у своих детей. Особенно тема саморегуляции становится актуальной, когда ребенок идет в школу.

И тут порой становится понятно, что с саморегуляцией всё плохо!

В тетрадях – как будто Мамай прошелся. Учитель жалуется, что ребенок на уроках вертится, болтает, постоянно выкрикивает, когда не спрашивают. Выполнение домашнего задания – почти боевая операция «кто кого».  В эти моменты саморегуляция подводит и родителей.

Но не об этом мы мечтали.

Чтобы мечты о по возрасту зрелом, послушном, организованном, в меру самостоятельном ребенке стали явью, родителям нужно хорошенько подготовить почву.

Как рождается саморегуляция?

Не вдруг, постепенно. Маленькими, но важными шагами. И тут нет мелочей, которыми можно пренебречь.

Первичная саморегуляция осуществляется за счет контроля сфинктеров. А это напрямую связано с тем, до какого возраста ребенок носит подгузники. И если до 1-1,5 лет хождение в подгузниках еще может быть вполне физиологично, то после 1,5 лет регуляторные механизмы должны начать работать. Если им дать такую возможность, то есть время, когда ребенок должен немного потерпеть, чтобы добежать до горшка. Подгузник лишает ребенка такой необходимости, а значит и возможности начать тренировать свои регуляторные механизмы.

Следующим важным моментом в развитии саморегуляции является приучение ребенка к порядку. И начинать это делать уже можно примерно с года. Начинаем, сначала вместе, убирать игрушки перед сном. Обязательно и каждый день!

Приучаем ребенка складывать грязную одежду в специальную корзину. А тарелку после еды убирать со стола к раковине.

Постепенно приучаем ребенка к соблюдению домашних правил, к режиму дня, выполнению домашних обязанностей по его силам и по возрасту: поливать цветы, кормить домашних животных, пылесосить.

И конечно играем с ребенком! В жизни ребенка обязательно должны быть и настольные игры, и активные командные игры, и достаточное время и возможности для ролевой игры.

Игра учит выполнению правил, действию «по очереди», сдерживанию импульсивных действий.  Игра учит ждать, действовать произвольно, по эталону, в соответствии с образцом.

Саморегуляция формируется, когда с самого раннего возраста дают ей возможность проявиться, оформиться, закрепиться, научиться получать радость от самостоятельной регуляции своих действий и поведения.

Тогда снизятся риски, что в школьном возрасте ребенок будет плохо организован и несамостоятелен. А родители будут с радостью и удовлетворением пожинать плоды своего воспитания и вклада в правильное развитие ребенка.

Будьте готовы заранее, чтобы ваши Дети были готовы к будущему!

Светлана Филатова.