Формирование мотивации у ребенка

Формирование мотивации у ребенка

Практически все родители хотят видеть своих детей замотивированными и целеустремленными.
Иногда такие ожидания касаются совсем еще малышей.

Предполагается, что ребенок должен четко понимать, зачем ему английский, шахматы и каратэ. И с внутренней непоколебимой установкой идти к своей цели, хорошему образованию, успешной карьере.
Но для этого должны быть сформированы определенны мотивы. И, конечно, отвечающие за это структуры головного мозга.

Мотивация – это побуждение к деятельности, действию.
А мотив – это то, что нас побуждает, внутренний порыв, актуализация причины, по которой нам надо достигнуть цели, внутренняя установка.

Но чтобы мотив сформировался, сначала должна возникнуть потребность. Без потребности нет и мотива.
А для того, чтобы сформировалась мотивация к познанию, какой-либо деятельности, должен быть и некоторый дефицит, чтобы эта деятельность стала потребностью.

Пока с младенчества ребенок загружен «развивающими» занятиями и у него совсем нет свободного времени, у него не будет возможности сформировать мотив, желание к чему-то стремиться.

Одна из самых частых жалоб при обращении родителей подростков к психологу связана с тем, что ребенок ничего не хочет, ни к чему не стремится, ни чем не интересуется. Хотя родители с двух лет старались дать ему «всё», и у него не было ни минуты свободной.
И это очень печальная ситуация, так как родители действительно очень стараются, иногда лишая себя чего-то и отдавая ресурс ребенку.

Важный вопрос, как соблюсти разумную меру, чтобы дать ребенку необходимые условия для полноценного развития, и при этом дать возможность сформироваться и не исчезнуть заложенной природой познавательной активности и учебной (и любой другой) мотивации. А так же во многом облегчить жизнь родителям.

  1. Не стоит перегружать ребёнка, особенно дошкольного возраста, различными развивающими занятиями, подготовкой к школе. Нагрузка у ребенка не должна быть как у взрослого – целый рабочий день.
  2. Ребенок дошкольного возраста обязательно должен много играть. В свободную игру, по своему усмотрению. Только в игре формируются важнейшие навыки саморегуляции, целеполагания, мотивации, на базе которых потом будут строиться и более серьезные, взрослые мотивы.
  3. Важно в любой деятельности проговаривать с ребенком, что он делает и для чего. Как в игре, так и в учёбе. И мнение самого ребёнка тоже важно учитывать.
  4. Вместе с ребенком искать, что ему интересно. Поддерживать этот интерес, включаться в него и родителям тоже, помогать развиваться в этой теме.
  5. Давать ребенку возможность иногда поскучать. Детям обязательно должно быть периодически скучно, когда никто не развлекает и не обучает. Такая ситуация сразу спровоцирует потребность чем-то себя занять, а значит породит мотивы и интересы.
  6. Не требовать от ребенка осознанности не по его возрасту.

Способность следовать намеченному плану требует достаточно развитого самоконтроля, и появляется она ближе к семи годам.
А возможность самостоятельно четко следовать этому плану, не отвлекаясь на другие действия – к девяти.
Только к 12 годам дети могут адекватно оценить причинно-следственные связи своих действий. Соотнести усилия и результат.

Но осознанность в той или иной степени присуща детям с раннего возраста, и результатом ее проявления является иерархия мотивов самого ребенка. Важно дать ей бесконфликтно сформироваться.

Дети нуждаются в проявлении личных желаний, осуществлении выбора в тех моментах, в которых это возможно осуществить и когда это потенциально безопасно для ребенка. Какую кашу съесть на завтрак, какие колготки или кофточку надеть в садик, в какую игру поиграть, на какую площадку пойти гулять с родителями.
Возможность выбора – важный этап развития личности ребенка. А если родители всё всегда будут решать с позиции, что они лучше знают, и что он маленький, поэтому должен слушаться, то это нарушит процессы формирования как произвольности, так и мотивации и целеустремленности.

В подростковом возрасте особенно важно самостоятельно научиться распределять свои ресурсы в зависимости от задач, которые встают перед ребенком. Разделять их на «срочные», «важные», «обязательные». И делать это самостоятельно или с некоторой организующей помощью взрослого.

Немаловажную роль в этом играет и сформировавшаяся к подростковому возрасту самооценка, причём, в норме, не зависимая от мнения окружающих. Оценка своих личных ресурсов и возможностей.

С подростком важно обсуждать:

  • что для него ценно сейчас
  • как он видит или хотел бы видеть свое будущее
  • что для этого желаемого будущего ему нужно делать сегодня
  • если не делать, то какие могут быть варианты развития событий

При этом взрослый не должен навязывать авторитарно собственное мнение с позиции «Я лучше знаю, потому что взрослый». Так никогда не сможет сформироваться мотивация и целеустремленность.

Поддержка, вера в своего ребенка, разумная доля свободы выбора и проявления собственной личности ребенка при сформированных границах помогут ему вырасти в самостоятельного и ответственного взрослого.

Верьте в ваших детей, чтобы они были готовы к будущему!

Светлана Филатова.