Дисциплина. Как найти золотую середину

Дисциплина. Как найти золотую середину

Дисциплина, послушание, выполнение правил ребёнком – тема, которая волнует всех родителей.
Вопрос этот очень широкий. И каждый возрастной период имеет свои особенности.

Кратко осветим основные принципы.
Что интересно, сам термин “дисциплина” имеет несколько определений.

1. Дисциплина – это поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону и установленным правилам.

Но при этом:

2. Дисциплина – это насилие необходимое для эффективного управления.

И самый главный вопрос, как соблюсти баланс между первым и вторым.
Без насилия добиться, чтобы ребёнок следовал порядку, установленным правилам.

В семье не должно быть места насилию!
Дом, семья должны быть самым безопасным и принимающим местом для человека.
Но и анархии и вседозволенности также в семье быть не должно.

На каких основных принципах должна строиться семейная дисциплина:

1. К дисциплине ребёнок приучается с самого рождения. За счет установления режима, своевременной смены подгузников, предсказуемого распорядка дня.

2. В семье должен быть ряд правил, которым следуют все. Но их должно быть очень немного.
В остальном должна оставаться свобода действий и решений.

3. Четкий режим должен касаться только ключевых, опорных позиций. Например, подъем, отбой, время обеда и ужина, выполнение уроков, кружки.
Но не стоит жесткий “армейский” режим ставить во главу угла и по минутам регулировать всю жизнь ребёнка. Иначе скорее всего будет два типа последствий:
– Бунт и неповиновение.
– Либо полное отсутствие мотивации, желаний, понимания своих потребностей, полноценного и здорового развития личности ребёнка.

4. Очень часто недисциплинированные дети у недисциплинированных родителей. Трудно требовать от детей того, что сами выполнить не в состоянии.

5. Никогда не стоит делать при детях самим того, чего не хотим, чтобы делали наши дети.
Сюда же стоит отнести все псевдовоспитательные меры. Например, отшлепать ребенка, в наказание за то, что он дерется.
Дракой нельзя научить не драться. А обзывательствами нельзя научить не обзываться.

6. Учимся сами и учим ребенка не наказаниям, а методу естественных последствий.
Это разное. При этом родитель не выступает агрессором.
Например, ты получил двойку за контрольную, так как плохо выучил тему и не подготовился, потому что просидел долго в смартфоне.
Поэтому гаджеты придется оставить до тех пор, пока тема не будет усвоена и перездана.

7. Метод и правило последовательности событий.
Чтобы сделать то что хочется, сначала надо сделать то что нужно. Например, компьютерная игра возможна, но только после всех сделанных уроков и выполненных домашних обязанностей.

8. Никогда нельзя использовать подкуп и шантаж при общении с ребенком и при попытке его научить дисциплине.

Если у ребенка выражены проблемы с дисциплиной, это может быть связано не с отсутствием воспитания, а с функциональными или даже органическими проблемами головного мозга. Консультация невролога и нейропсихолога будут необходимы.

Светлана Филатова